Центр открытого образования на русском языке "Мир един. Точка доступа"

Центр открытого образования на русском языке «Мир един. Точка доступа» объединяет представителей различных групп обучающихся вне зависимости от возраста, этнической принадлежности, языка. Вовлеченность в творческий процесс, целесообразная деятельность способствуют активному овладению русским языком с точки зрения функциональности языковых единиц в коммуникативном аспекте. Возможность формирования мобильных разновозрастных, полиэтнических групп в рамках краткосрочного курса или модуля образовательной программы Центра создает условия для погружения в особую дизайнерскую среду, средством общения в которой является русский язык.

Создание Центра открытого образования на русском языке «Мир един. Точка доступа» рассматривается как инструмент инновационного развития образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования, площадок для разработки новых дополнительных программ адаптированных для носителей национального языка, а также как расширение доступа для представителей различных языковых культур к современным формам дополнительного образования в технической сфере.

На первый план в современном мире выходит принцип интеграции стадий продвижения инноваций в сознании разработчика вне зависимости от его возраста и языковой практики. Образовательный процесс, основанный на творческих практиках и мастерских, моделирует процесс продвижения технических инноваций.

Каждый этап процесса предполагает наличие речевых практик на русском языке как средства предъявления собственной позиции автора, включения его в деловую коммуникацию. Технологическая и проектная культура формируется за счёт включения участника процесса в решение технических задач, принятия и реализации решений и опыта работы с их долгосрочными последствиями в рамках проектов, а речевая культура основывается на включение в культурный диалог.

Организация процесса по модульному принципу позволяет гибко и быстро перестраивать образовательную деятельность под новые цели, задачи и контингент обучающихся. Каждый модуль является функционально и логически законченным элементом образовательного процесса. Содержание модуля может быть разбито на функциональные блоки, что позволяет создавать комплексные модули проектного типа, реализующие логику быстрого получения продукта.

Проектная деятельность в рамках творческих практик, мастерских, воркшпов позволяет носителям национальных языков активно включаться в коммуникацию на русском языке, преодолевать языковой барьер, становиться успешными в сфере дизайна.

Организация процесса обучения в формате образовательного события основана на объединении нескольких мастерских и творческих практик в одно событийное поле, в котором каждый обучающийся проходит последовательно 3-4 краткосрочных курса (6 часов каждый): «Арт-лаборатория», «Текстиль», «Реставрация мебели», «Деревобработка». Каждый курс основан на создании обучающимся собственного продукта, в том числе цифрового, в дизайнерских мастерских.

Наличие мобильных смешанных разновозрастных и полиэтнических групп в рамках образовательного события создает среду активной коммуникации на русском языке, в которую включаются все обучающиеся.

Формат образовательного события предполагает тьюторское сопровождение на каждом этапе обучающихся мастерами – представителями дизайнерского сообщества и преподавателями русского языка.

Образовательное событие включает несколько этапов:

• старт образовательного события в формате фестиваля, интерактивной лекции,

презентаций образовательных модулей, мастерских, практик, воркшопов, активных форм вовлечения обучающихся в творческую среду. В данном формате определяются основные понятия, которые используются в поле образовательного события;

• погружение в проблему в форме квестов, деловых игр, образовательных кейсов и других форм активной деятельности сопровождается овладением учащихся лексическими и грамматическими единицами, необходимыми для успешной коммуникации;

• работа в мастерской предполагает самостоятельную или групповую разработку обучающимся уникального продукта, в том числе и цифрового, в процессе создания которого организуется активное общение на русском языке, осуществляется поддержка акта высказывания мастером и подмастерьем;

• представление продукта в малой группе создает условие для перехода в коммуникации от отдельного высказывания к тексту;

• творческие встречи с представителями дизайн-сообщества позволяют развивать навыки аудирования и ведения диалога;

• финальное событие в форме фестиваля, конкурса, презентации включает создание единой среды общения на русском языке.

Модель функционирования деятельности Центра на основе образовательных событий создает условия для активного включения обучающихся в коммуникации на русском языке.

В рамках реализации проекта и организована работа по привлечению к дополнительному образованию проживающих на территории Пермского края граждан следующих иностранных государств: Китай, Туркменистан, Афганистан, Иран, Ирак, Таджикистан, Узбекистан, Армения. Заключены соглашения о сотрудничестве с РОО «Общество Центральной Азии», Пермской региональной организацией «Союз таджиков Пермского края», филологическим факультетом ФГБОУ ВО «ПГНИУ», ФГБОУ ВО «ПНИПУ», ОО «Гарс-строй»., направленные на обучение иностранных граждан русскому языку.

Центр открытого образования на русском языке «Мир един. Точка доступа» может стать инструментом инновационного развития образовательных организаций, оказывающих услуги дополнительного образования. Центр является площадкой разработки новых дополнительных общеобразовательных программ, коммуникации педагогов и практикующих специалистов в сфере дизайна и преподавателей русского языка. Модель Центра позволит получить доступ к современным образовательным технологиям, направленным на повышение мотивации обучающихся – носителей национальных языковых культур к овладению в практической деятельности русским языком как средством коммуникации и выстраивания поликультурного диалога.