II ВСЕКУБАНСКИЙ СЪЕЗД УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: ДЕНЬ ВТОРОЙ

Второй день работы II Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы начался 11 октября 2019 года с пленарного заседания.

Площадкой для проведения стал концертный зал Городского Дворца культуры, в котором собрались более 500 учителей-словесников, ректоров вузов, руководителей муниципалитетов Краснодарского края, начальников управлений образования.

Модератором пленарного заседания выступил ректор АГПУ профессор А.Р. Галустов. В этот день в президиуме – заместитель министра просвещения России Виктор Стефанович Басюк, министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Викторовна Воробьёва, глава муниципального образования город Армавир Андрей Юрьевич Харченко, председатель Армавирской городской Думы Александр Валериевич Поляков.

Открывая пленарное заседание, ректор АГПУ А.Р. Галустов отметил, что актуальность съезда обусловлена возрастающей ролью русского языка в мире, обострением комплекса противоречий, вызываемых утратой позиций русского языка как средства межнационального общения на постсоветском пространстве, усилением роли русской классической литературы как носительницы традиционных духовно-нравственных и эстетических ценностей. Также Амбарцум Робертович сказал о том, что Съезд объединил неравнодушных к решению задачи укрепления позиций русской словесности в стране и мире учёные и педагоги, руководители образовательных организаций ближнего и дальнего зарубежья, регионов России и, конечно, Кубани.

Под звуки гимнов России и Кубани пленарное заседание началось.

Приветствуя участников мероприятия заместитель министра просвещения РФ В.С. Басюк, затронул вопрос необходимости обновления содержания филологического образования, пересмотра стандарта в части предметного содержания и усиления воспитательного сегмента по предметным областям «Русский язык» и «Литература». Виктор Стефанович справедливо заметил, что именно специалисты в области русской словесности создали наибольшее число профессиональных ассоциаций, что свидетельствует о непреходящем интересе к русскому языку и литературе. Также заместитель министра заострил внимание собравшихся на том, что русский язык в условиях поликультурного общества России является основой интеграции. Настоящее воодушевление у педагогов вызвала новость о том, что Министерство просвещения инициировало внесение поправок в закон об образовании в части освобождения учителей от бумажной рутины.

Глава муниципального образования город Армавир А.Ю. Харченко сказал о том, что мероприятие столь широкого масштаба имеет большое значение для города, поскольку АГПУ – это его визитная карточка.

Будучи выпускником АГПУ, председатель Армавирской городской Думы А.В. Поляков отметил высокое качество образования и уровень профессорско-преподавательского состава университета, в котором воспитываются и взращиваются настоящие таланты.

В повестке пленарного заседания было заявлено четыре вопроса.

По первому вопросу докладчиком выступила министр образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Е.В. Воробьёва. Елена Викторовна сказала о том, что, имея значительные достижения в области преподавания русского языка и литературы, Краснодарский край, тем не менее, сталкивается с рядом трудностей, поиск путей разрешения которых лёг в основу повестки II Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы. В их числе не только повышение качества образования, но и формирование функциональной и читательской грамотности, формы проектной и исследовательской деятельности. Министр высказала мысль, что Съезд стал площадкой для обмена лучшими практиками.

С докладом «О выполнении резолюции I Всекубанского съезда учителей русского языка и литературы, проблемах и перспективах филологического образования в системе педагогический вуз – школа» выступил директор института русской и иностранной филологии АГПУ, кандидат филологических наук Дмитрий Анатольевич Ковальчук.

Затем модераторы профессиональных площадок познакомили собравшихся с итогами работы первого дня съезда, ведь именно они легли в основу резолюции Съезда.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова г. Армавира, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2016» Александр Михайлович Шагалов говорил об опыте и перспективах учительского роста, успешность которого заключается в постоянном поиске. Педагог увлечённо говорил о ом, что каждый урок должен стать своего рода таинством и погружением в мир предмета.

Во второй половине дня работа Съезда продолжилась серией мастер-классов.

Учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ гимназия № 1 г. Армавира Светлана Александровна Астанкова представила мастер-класс «Комплексная реализация целей обучения русскому языку посредством текстоцентрического подхода».

«Цель творчества, или ночное светило» - мастер-класс Игоря Альбертовича Карачевцева, директора ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга, учителя истории и обществознания, заслуженного учителя России, лауреата премии Президента РФ в области образования, заместителя председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2003».

Интересной находкой организаторов стала серия нон-стоп мастер-классов лучших учителей Кубани, в числе которых Светлана Борисовна Нужнова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 13, Тимашевский район, Елизавета Аполлинарьевна Охрименко, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г.-кур. Геленджика, Марина Игоревна Бушко, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 31 г. Краснодара, Татьяна Анатольевна Каян, старший преподаватель кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 73 г. Краснодара.

Доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики АГПУ Андрей Александрович Безруков провёл мастер-класс «Русская классика – духовная крепость России».

Завершая работу Съезда, модераторы обсудили с делегатами проект резолюции.

Итак, Съезд стал эффективной площадкой для обмена передовым опытом и лучшими практиками преподавания русского языка и литературы.